Когда будем есть свой фундук? Разбираемся, почему его пока не спешат садить в Беларуси
Еще лет 10 назад слова о том, что в Беларуси будут выращивать фундук, вызвали бы удивление. Нашу страну принято считать зоной рискованного земледелия из-за нестабильного климата и того, что не все почвы пригодны для большого урожая. Но мы научились выращивать даже совершенно нехарактерные для отечественных широт культуры. Например, тот же фундук. Сегодня его готовы закупать известные иностранные кондитерские компании: вкус слаще, чем у аналогов из южных регионов. Тем не менее высаживать плантации лещины у нас не спешат. Вместе с руководителем единственного в Беларуси фундучного сада разбираемся, почему.
Идем по ковровому междурядью густого клевера орехового сада. Под каждым деревом, переселенным сюда из питомника двухлеткой, негустой россыпью лежит фундук.
– Сад плодоносит уже второй год. Пока получаем по 300-400 граммов фундука с дерева. Но через пару лет будем собирать по 3-5 килограммов с каждого, ведь урожайность растет ежегодно в геометрической прогрессии, – обратил внимание директор ООО «Вязовецкий сад» Алексей Мартинкевич и потряс ореховое деревце, с которого крупным дождиком посыпались созревшие плоды.
Тряхнул бережно, следуя пословице: трясет как грушу – любит как душу. Но далеко не все орехи упали на землю, некоторые цепко держатся за ветки. Алексей Владимирович уверяет: упадут на втором или третьем круге сбора.
– Это каталонский сорт – один из самых востребованных у мировых кондитеров, – отмечает он и, собрав в пригоршню плоды, подходит к сборщицам урожая.
Женщины, нежно встряхивая деревца, собирают урожай под лещиной и бросают в большие пластмассовые ведра.
– Норма сбора – 40 килограммов в день. Кто-то в конце рабочей смены сдает и 50, а один наш сотрудник и вовсе установил рекорд – 100 килограммов! – вспоминает Алексей Мартинкевич.
На сбор фундука по осени в его сад приезжают и волонтеры, и журналисты, и блогеры, для которых белорусский фундук – модная тема. Однажды попросилась многодетная мама с малышами: в Вязовецком саду она приучала их к труду.
Но это все временные работники, а постоянные – в основном жители Молодечно. Город расположен в паре километров от сада.
А что насчет экономики?
Хотя «Вязовецкий сад» работает с 2017 года, пока считать его экономику Алексей Владимирович не видит смысла. Нормальное плодоношение у здешнего фундука едва стартовало, а окупать затраты сад начнет только на седьмой-восьмой год, когда каждый гектар даст 2-3 тонны ореха.
– Местные власти выделили не так давно нам еще 220 гектаров земли, поэтому урожай сможем увеличить вдвое. Но даже при этом не закроем потребности страны в орехах. Только одна «Коммунарка» закупает 600 тонн, – отмечает директор.
Алексей Мартинкевич не первый год популяризирует среди фермеров и садоводов-любителей разведение фундуковых садов. В этом году продали им 25 тысяч саженцев. Это значит, что фундуковые сады в Беларуси увеличатся еще примерно на 20 гектаров.
Алексей Мартинкевич мечтает о том, что когда-нибудь в стране будет принята госпрограмма по культивированию фундука – аналогичная той, которая уже действует по поддержке аграрного бизнеса в разведении фруктовых садов. Возможно, это поможет фермерам и предпринимателям все же решиться засадить многие гектары фундучными деревьями. Пока же «Вязовецкий сад» – уникальный для Беларуси инвестиционный проект. И он оказался бы невозможен без управляющего партнера ООО «Вязовецкий сад» Геннадия Гавриса – человека, который вот уже 35 лет запускает заводы на деньги тех, кто желает в них вложить капитал.
– Помните мудрость: мужчина должен построить дом, вырастить сына и посадить дерево? Но лучше, если это будет целый сад! Когда инвестор предложил заложить плантацию фундука, я сразу подумал о том, что это очень душевное дело на моей родине – в Молодечненском районе, – признался Геннадий Гаврис.
Запустив предприятие, он, как правило, отходит в сторону. С садом все было иначе.
– Решил я остаться в фундуковом бизнесе управляющим партнером. Почему? Мне нравится начинать утро с кофе и бутерброда с ореховым маслом. Захотелось, чтобы и остальные соотечественники также вкусно и полезно завтракали. В СССР именно белорусы и прибалты «отвечали» за вкусную еду, но позднее у нас стали популярны другие кухни. Теперь снова возник запрос на белорусскую еду, которую органично дополнит фундук, – уверен предприниматель.