«Слово пацана» – кино про гопников, снятое по книге, написанной бывшим гопником
Российский сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» вызвал бурные обсуждения: одни – требуют продолжения, вторые – призывают запретить, опасаясь возрождения преступных группировок. Авторов картины обвиняют в романтизации подростковой преступности и насилия.
Некоторые произведения лучше оставить не экранизированными. Почему? Современные 14-летние подростки книгу Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» вряд ли прочли бы, а вот сериал им зашел – TikTok подтвердит. Мое отношение к сериалу можно описать как полное интеллектуальное понимание при крайне низкой оценке эстетичности. Простыми словами – это кино про гопников, снятое по книге, написанной бывшим гопником, который спустя 30 лет решил вспомнить криминальное прошлое родной Казани. Он предложил подписчикам поделиться своими историями о преступных группировках, написал несколько глав от себя и опубликовал книгу. По ней и сняли сериал, где образ «пацанов», а по сути тех же гопников, получился уж очень притягательным. «Слово пацана», «Пацан сказал – пацан сделал», «Пацаны не извиняются», «Ты теперь пацан! Ты теперь с улицы, а кругом враги!» – правда, чувствуется одобрительный подтекст? На самом деле между гоп-культурой и пацанской культурой разницы нет – все живут и ведут себя «по понятиям». Но гопники – ругательство, а пацаны – типа крутые, ведут они себя так нехорошо, потому как справедливости в этом мире нет, менты все продажные и единственное, на что можно опереться, это пацанское братство.
Романтизирует фильм жестокость и подростковую преступность? Однозначно да. В силу своей неопытности и возрастных особенностей молодые неокрепшие умы его воспринимают именно так. Будут подражать? Конечно будут, особенно когда собьются в стаи – это же вирус. Кто-то ограничится трёпом, кто-то попытается самоутвердиться, отыграть образ «пацанов» ровно до тех пор, пока не столкнется лицом к лицу с законом: юность – время очень романтичное. Особо «одаренные», склонные к криминалу, пойдут удивлять собой мир: выколачивать мелочь у малышни и крошить зубы у слабых. Предполагаю, таких радикально настроенных и реально представляющих угрозу для общества будут единицы. Но, чтобы посеять хаос, много и не надо. Хотели этого авторы сериала? Попробуй теперь разбери. А вообще, в творческой среде говорят: как получилось, так и хотели.
Да, у сериала есть котировка «18+», хотя когда и кому это мешало. Фильм формирует, как ни крути, положительный образ «пацана», а в действительности малолетнего преступника, ту самую уличную гопоту, часть которой со временем логично отправится на пик воровской романтики – в колонию, и действительно опасен. Запрещать кино уже поздно: все, кто хотел, посмотрели, а теперь посмотрят и те, кто не думал этого делать. Как написала на днях в своем телеграм-канале известный российский журналист, главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян: «Я узнала про сериал «Слово пацана» потому, что его призвали запретить. Если продолжат активно обсуждать, запрещать его или не запрещать, придется его даже посмотреть, пожалуй». Запреты постфактум работают в обратную сторону, цензуру надо вводить на этапе производства кино и сериалов.