«У мужчины были подписи на разные случаи жизни». Как почерковедческая экспертиза помогает найти истину

23 января — День почерка. У каждого человека он индивидуален, как и отпечатки пальцев. Криминалисты утверждают, что почерк практически невозможно подделать. Именно по отличительным особенностям судебные эксперты могут определить, писал ли сам автор или кто-то пытался подделать его подпись или записи. В интервью корреспонденту БЕЛТА главный эксперт управления криминалистических экспертиз и учетов управления Государственного комитета судебных экспертиз по Брестской области Лариса Коняева рассказала о том, как почерковеды распутывают хитросплетения штрихов и помогают найти истину в спорных делах.

— Для начала хотелось бы узнать, в каких случаях нужна почерковедческая экспертиза?

— Почерковедческая экспертиза проводится при расследовании уголовных дел, рассмотрении гражданских дел в судах, спорах в экономических судах по заявлениям физических и юридических лиц. Назначается она, если возникает необходимость установления фактов или обстоятельств, связанных с исследованием рукописей и подписей. Мы исследуем подписи, рукописные тексты и их части (краткие записи, буквенные и буквенно-цифровые). Основной вопрос, на который отвечаем, — установление конкретного исполнителя спорной подписи или рукописи. Либо предоставляется на исследование несколько рукописей и нужно установить одним человеком или разными людьми они написаны.

Также устанавливаем условия выполнения, факт необычности процесса письма. Проще говоря, в привычных ли для пишущего человека условиях выполнена рукопись. В отдельных случаях можем установить конкретный фактор, который повлиял на необычность, проявившуюся в рукописи. Он может быть внутренним, например, алкогольное опьянение, состояние стресса, болезнь. Внешних факторов может быть множество, в том числе необычная подложка, движущийся транспорт, холодное, затемненное помещение. Все эти обстоятельства влияют на почерк, и мы видим в рукописях необычность исполнения.

При определенных условиях также устанавливается пол и возраст исполнителя текста.

— С какими рукописями чаще всего сталкиваются эксперты-почерковеды?

— Чаще всего исследуем подписи. Мы можем не замечать, но ежедневно в нашей жизни происходят события, которые фиксируются в документах. По сути они не несут никакой ценности и не имеют юридической силы, пока там не появится подпись.

В основном нам поступают документы, связанные с материальными ценностями. Перечень разнообразен: долговые расписки, кредитные договоры, договоры рассрочки, контракты, медицинские справки, рецепты на лекарства. Сейчас достаточно часто приходят ведомости на выдачу денег. То есть человек получил деньги, а потом отказался от своей подписи, настаивая, что наниматель не выдал ему причитающуюся сумму. Это называется автоподлог — человек в свою же подпись вносит изменения, а затем не признает ее. Но почерковеды, исследуя такие подписи, помогают изобличить авантюриста.

В некоторых случаях на листе бумаги может оказаться вся жизнь человека. Это касается наследства, земельных, жилищных и других вопросов. На судебного эксперта ложится большая ответственность, потому что на основании его заключения в дальнейшем решаются эти споры.

— А какие рукописные тексты приходится исследовать?

— Сразу скажу, что в последнее время рукописных записей приходит все меньше. Это могут быть дневники, предсмертные записки, долговые расписки, жалобы, анонимки, записки с угрозами.

Столкнулись с интересным случаем. К следователям обратилась девушка, которая получила записку с угрозами, касающимися ее внешности. Она подозревала двух соседок. После отбора у них образцов почерка проводилась почерковедческая экспертиза. Эксперт пришел к выводу о непричастности девушек к написанию этой записки. Спустя время правоохранители вышли на молодого человека. Судебные эксперты подтвердили, что записку с угрозами написал именно он.
Часто задаюсь вопросом, почему люди пишут жалобы, угрозы от руки, а не печатают? Какая-то психология в этом присутствует. Печатный текст — обезличенный, а почерк передает индивидуальность, настроение, состояние человека. Вероятно, таким образом человек выплескивает нахлынувшие эмоции.

— Сколько времени нужно эксперту для вывода, чьей рукой выполнена подпись?

— Есть множество факторов, от которых зависят выводы. Во-первых, сама подпись может быть простой или сложной. Чем больше получим сравнительных образцов, тем лучше.

Но не все так просто, как может показаться. Есть немало моментов, которые усложняют задачу. Например, мы определили, что подпись выполнена не человеком, от чьего имени она значится, а кем-то другим. Часто нужно установить, кем конкретно. Тогда предоставляются на исследование образцы предполагаемых исполнителей. Длительность экспертизы может зависеть от количества сравнительных образцов, опять же от сложности строения самой подписи. Она может быть выполнена с подражанием, проще говоря, срисована. Но срисовать все признаки мало кому удается, в поддельной подписи злоумышленники оставляют и свои следы-признаки, по которым эксперт и определяет исполнителя.

В моей практике был случай, когда у человека было две подписи. Одну он ставил в административных, процессуальных документах, вторую — в остальных случаях. Спорным был документ купли-продажи машины, в котором продавец отказывался от своей подписи и уверял в ее подделке. В его подписи были признаки необычности. Мы запросили максимально возможное количество свободных подписей за все годы его жизни. В представленном количестве образцов и был обнаружен необходимый для проведения исследования вариант. Если бы исследовали подпись только по тем образцам, которые нам предоставили изначально, точно не дошли бы до истины.

— Вы трудитесь криминалистом уже более 15 лет. Почему захотелось специализироваться именно на почерковедческой экспертизе?

— В 2007 году я окончила Академию МВД с допуском по семи криминалистическим экспертизам. На первое место работы пришла в Ленинский РОВД Бреста. Делала там все виды экспертиз, не было возможности выбрать себе направление. Но она появилась с момента создания Государственного комитета судебных экспертиз.

Не скажу, что все виды криминалистических экспертиз простые. Нет, они не простые, но для меня немного очевидные: либо есть следы, либо их нет. Почерк — это исследование. На первый взгляд кажется, подпись или запись — простое графическое начертание. Однако оно в себе кроет большую глубину измерений. Люди обучаются по одним и тем же прописям, но пишем мы все по-разному. Меня это очень заинтересовало, хотелось увидеть причины уникальности и индивидуальности нашего почерка.

До сих пор удивляет не только само исследование, но и то, как люди могут извернуться, чтобы получить желаемое. Иногда это не стоит больших денег, а иногда на кону у человека стоит все. И проводя экспертизу, конечно, переживаешь за результат.

Был случай, когда женщина в состоянии алкогольного опьянения подписала отказ от части принадлежащего ей дома, а потом уехала за границу. Когда вернулась, не смогла попасть домой, так как не вспомнила о подписанном документе. Оспариваемая женщиной подпись, хоть внешне и не была похожа на обычно ею выполняемую, все же выполнена собственноручно ей, а имеющиеся различия объяснялись необычным состоянием исполнительницы. К сожалению, не знаю, чем закончилась эта история. Точку в споре поставил суд.

— Помимо опыта и дедукции, каким инструментами и оборудованием пользуются эксперты-почерковеды?

— Оборудование помогает в том, что тяжело увидеть глазу. Все остальное — это знание методик, виденье признаков и их комплексов. В первую очередь нам нужны увеличительные приборы — лупа, микроскоп. Исследуя рукописи, эксперту важно видеть последовательность выполнения ее штрихов. Недавно у нас появился видеоспектральный компаратор «Регула-4306», который создает 3D-модели участка документа с подписью. Благодаря этому можем видеть хронологическую последовательность выполнения пересекающихся штрихов подписи, ее трехмерный образ. Подделывая подпись, ее образ и графическое изображение несложно срисовать, трудно повторить последовательность и скорость выполнения штрихов и знаков.

Еще у нас есть прописи, по которым мы все обучались с детства. Но каждый из нас пишет далеко не по стандарту. Любые отклонения от прописи в почерке считаются особенностями письма пишущего, которые и берут на вооружение судебные эксперты. Мы находим эти особенности, а их совокупность уже дает возможность сделать выводы.

— Современный человек мало пишет от руки. В основном мы печатаем в телефонах, компьютерах и других гаджетах. Насколько это накладывает отпечаток на почерк?

— Почерк начинает формироваться в школе и заканчивает примерно к 30 годам. В университет многие приходят с достаточно ровным почерком. Потом темп письма ускоряется, люди подстраиваются под обстоятельства, почерк изменяется. Отпечаток на него откладывает и профессия: что-то сокращается, упрощается. Где-то до 60 лет наш письменно-двигательным навык письма сохраняется. И как любой моторный навык (та же езда на велосипеде), он не утрачивается, даже если какое-то время им не пользоваться.

Что касается нынешних подростков, есть такая вероятность, что стадия завершения выработанного навыка у них не дойдет до высокого уровня, если после школы у них не будет дальнейшей письменной практики. В чем-то это может быть похоже на ситуацию с нашими прабабушками. Письменная практика у них была непродолжительной, окончив 8 классов и перестав писать, когда в преклонном возрасте они брались за написание завещания, их почерк оставался близким к школьному. Правда, со старением почерк еще претерпевает изменения и теряет свою стройность, четкость и плавность движений.

Конечно, письмо неотъемлемо связано с развитием личности. Но если в будущем мы преимущественно станем печатать на клавиатуре, конечно, наш почерк будет сильнее подвергаться изменениям под воздействием различного рода внутренних и внешних факторов. Признаки необычности и неустойчивости письма будут проявляться куда ярче, чем в письме с большой письменной практикой.

— Благодарю за такую интересную беседу!

belta.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.