Вопрос на засыпку: в какой из сфер специалист может получать 420 миллионов рублей в месяц?
У лейтенанта Коломбо в знаменитом телесериале была фишка: сыщик мило беседовал с подозреваемым, очаровательно улыбался, кивал, во всем соглашаясь, радушно прощался и шел к двери. И вдруг, хлопнув себя по лбу, оборачивался: «Совсем забыл! Еще одна мелочь…» И зрители понимали: сейчас Коломбо раскроет злодея! Ведь если человека волнуют мелочи, значит, его не устраивает что-то по-крупному!
Я, конечно, не великий Питер Фальк в роли Коломбо, но мелочи и мне не дают покоя. Может, это тлетворное влияние Голливуда?
Беларусь славится приличной медициной. Подчеркну, не системой здравоохранения, а уровнем медицины — технологиями и профессионалами экстра-класса, способными на ноги поставить хоть шефа зарубежной разведки, хоть белорусского пацана. Вон, россияне с удовольствием едут на Могилевщину лечиться — и качественно, и недорого.
А еще в Беларуси дело не ахти с игровыми видами спорта — никак на мировые пьедесталы почета не вскарабкаемся.
Вопрос на засыпку: в какой из этих сфер специалист может получать 420 миллионов рублей в месяц? Правильно, в спортивном игровом клубе! То есть, один заурядный мужик с клюшкой, который никак не забросит золотую шайбу, ценится примерно, как 20 суперхирургов с золотыми руками!
Мы с вами, привыкшие к несуразицам, только пожмем плечами, кто-то, может, сплюнет с досады… А сыщик Коломбо в этом месте хлопнул бы себя по лбу: «Да, еще одна мелочь!..» И невинно спросил бы: «А как такая дивная независимость оплаты от результатов труда сказывается на рынке рабочей силы?» И узнал бы уйму любопытного.
К примеру, что отнюдь не самые «медальные» игровые белорусские спортклубы стали местом паломничества вояжеров из близкого и совсем даже далекого зарубежья: а чё не ехать, если у нас тут олимпийский принцип — «бабки» платят не за победу, а за участие! Вышел заезжий предпенсионер (по спортивным меркам) на лед — распишись за 10—20—30 тысяч долларов в месяц! И доход легионера в разы больше, чем у его белорусского товарища по команде! И, заметьте, деньги эти в абсолютном большинстве случаев — не из реальных бонусов клубов за победы и медали, а из бюджета или от добровольно-принудительных «спонсоров» из числа предприятий. Такой вот «некритический импорт»… Кабы и на заводе так: прошел через проходную — к тебе уже бегут с зарплатной ведомостью с цифрами в американских рублях… Или в больнице. Или в вузе.
Узнал бы Коломбо и другую тенденцию: по-прежнему наши специалисты, хоть уже и меньше, уезжают на заработки за кордон. Дельные строители, опытные водители, толковые врачи и педагоги… Причем уезжают, как правило, лучшие — худшие и у нас даром не нужны. Цифры наших трудовых мигрантов, правда, радикально разнятся: на официальном уровне называют 5—6 тысяч, международные эксперты — до 150 тысяч… Ну пускай буржуи по своей давней привычке и клевещут. Так ведь и Белстат подтверждает: в 2012-м занятых в экономике страны было на 1,8% меньше, чем в 2011-м. А это — без малого 84 тысячи человек. Куда они делись, если и официальная безработица сократилась? Не в бомжи ведь поголовно подались?
Пару лет назад в Минздраве, говоря об оттоке медиков за границу, вспоминали про «60—70 человек в год». Нынче на коллегии министерства звучала уже цифра 140—160 человек. Ладно, согласимся с ней. В 2012-м подготовка 1 врача обходилась белорусскому бюджету примерно в 150 миллионов рублей. Итого за год, выходит, мы дарим другим странам минимум 24 миллиарда вовсе не лишних рубликов! Такой вот безвозмездный экспорт медуслуг. Не случайно вице-премьер Анатолий Тозик задался резонным вопросом: может, надо закреплять кадры, а не увеличивать набор в медицинские вузы? Не случайно прозвучала тревога: не превратились ли мы в «полковую школу для соседних государств»?
А ведь у нас природных ресурсов — негусто, человеческий потенциал — главное национальное богатство. Не слишком ли легко с ним расстаемся? Министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина назвала зарплату и соцпакет одними из основных условий для удержания персонала. Чтобы понять, чем может обернуться для страны отток самых квалифицированных кадров, не нужна смекалка лейтенанта Коломбо.
Но хитрый Коломбо задал бы мелкий вопрос: а куда за год больше приходит людей — на игры хилого клуба с «нехилыми» зарплатами чужих легионеров или в поликлиники к нашим врачам со скромным долларовым эквивалентом в ведомости? Или этот вопрос не мелкий?