Сила в правде. Авторский взгляд журналиста «НП»
Как часто приходится слышать о том, что государственные СМИ заангажированы властью. Это сегодня звучит не так громко как раньше, пусть иногда подтекстом, но суть мнения не меняет.
Собственно, работая всю жизнь в газетах, учредителями которых выступают исполкомы или городские (читай, районные) Советы депутатов, с точной уверенностью, приняв буквально посыл Александра Лукашенко на форуме представителей СМИ в Могилёве, выступлю лидером мнения в своей профессии. Надеюсь, вы, уважаемые читатели, мне это позволите.
Итак, важный президентский акцент в том числе и на факте, что независимых средств массовой информации не бывает. Пусть, как говорил известный сатирик, для пипл, который всё схавает, тема покажется странной, но так и есть. Аргументирую. Как-то амбициозный западный медиа-магнат Рупер Мэрдок, на вопрос журналистов о том, успевает ли он хотя бы просмотреть все принадлежащие ему издания, ответил, что кто-то продаёт галоши, зарабатывая капитал, а он тиражирует газеты, получая свой куш. Однако вы можете себе представить, что хотя бы в одном издании корреспондент похвалил бы в советские времена строй коммунистов? Это раз. Во-вторых, когда в погоне за рейтингом одна их газет, кажется, «Вашингтон пост», точно не вспомню, опубликовала компромат на топовых политиков, издание прикрыли. Безусловно, есть причина и повод. Последним в данном случае выступил, якобы незаконный сбор информации, то есть прослушка диалогов тех самых представителей власти. Всё по суду, чинно и благородно. Свобода ли слова, которую декларируют контраргументом к Беларуси?
На форуме коллег Президент напомнил об идеологической составляющей журналисткой тематики. Иными словами, почти библейский аналог: сначала было слово. В каждой стране есть идеологическая должность и пропаганда. Не верите? Пример из моего опыта: в Украине при исполкомах реально тема живёт, только называется отделом внутренней политики и пиаром, то есть на западный манер паблик рилейшенз. При этом СМИ, принадлежащее Иванову, станет критиковать Петрова, но, безусловно, не своего собственника. Даже если есть за что. А вот задача государственной прессы — донести максимально объективный факт. При этом, если заметили, за критические проколы — спросить. Это, к слову. Суть четвёртой власти, то есть масс-медиа, сформировав общественное мнение, создать в социуме взаимопонимание, а не призывать к расколу.
И ещё в контексте скорого 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, вспомнилась цитата Геббельса, звучащая примерно так: «Дайте мне средство массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». Ещё вопросы есть?
Имеются, сказал Глава государства. К информационным войнам. Потому, как реальные снаряды ранят и убивают тела, а фейки и искажения фактов — уродуют сознание и восприятие реальной действительности. По статистике аналитиков психологии, 80% потребителей инфы не способны по определению к критическому мышлению. Иными словами, простите за тавтологию, верят на слово. И по всему выходит, что массам можно внушить, если не всё, но многое. Одна нейросеть, способная имитировать голос и вложить в любые уста нужный спич, чего стоит. Разве не ядерное оружие для мозга?
Потому, действительно, сегодня журналисты те же солдаты, только на поле информационного фронта. И здесь сражение не менее жаркое. «Нам всем надо чаще называть вещи своими именами. Рассказывать о сложном просто и понятно. После 2020 года мы много говорили об ответственной журналистике. Договорились делать ставку на правду, даже если она не будет звучать ярко и сенсационно», — сказал на форуме Александр Лукашенко. А мы знаем, что у лжи сотни свидетелей, а правда почти всегда одинока. И, конечно, у каждого она своя. И всё-таки есть лидеры мнения, ими выступают в том числе, профессионально журналисты и СМИ. И разве можно это передавать или делегировать разного рода современным «геббельсам»? Ведь по сути, журналистика — зеркальное отражение общества. А в контексте правды хочется напомнить о том, что в этом мире ничего нет тайного, чтобы не всплыло наружу. Просто путь правды тернистее и труднее. Но мы, как отметил Александр Лукашенко, пишем сегодня историю. А поскольку время выбрало нас, надо ему соответствовать достойно. В конце концов, оно всё расставит на свои места.
Валентина Покорчак