Как идут работы на Солигорском участке ОАО «Житковичский ТБЗ»
Вам жарко в офисе, квартире и даже у водоёма? Тогда вы не бывали на торфяных полях. Здесь и, правда, куют железо, пока горячо, в прямом смысле слова.
В день, когда мы оказались в самом эпицентре добычи сырья для будущего топлива, казалось, повезло с погодой. Недавний дождь прибил пыль и притупил жару. Но на Солигорском участке, куда мы отправились вместе с директором ОАО «Житковичский ТБЗ» Сергеем Тоболичем, мокро-сырой погоде, как выяснилось, не рады. Осадки изрядно тормозят процесс. Да и после них надо дождаться, пока поле просохнет. Большое количество воды удерживается неразложившимися элементами растений, которые собственно и трансформируются в полезное ископаемое. А время здесь в буквальном смысле деньги. Как для предприятия с перспективой на долгую зиму, так и для тех, кто добывает чёрное золото. Впрочем, не только от погоды, но и от других особенностей природы зависит финансово-энергетический результат.
Например, в Солигорске из-за долгой выработки низкие поля. Это значит, что и торфа меньше, и его качество чуть-чуть хуже того, что добывают в Замошье. Тем не менее, уверяет начальник участка №1 Виктор Осипенко, здесь, как и положено по плану, получат 91 тысячу тонн полезного ископаемого (в целом на двух территориях намерены добыть 184 тысячи тонн, что чуть меньше прошлогодней цифры. Половину сырья уже заготовили). Есть тут и ещё одно новшество. Производственная база впервые за десять лет сменила дислокацию, переехав поближе к торфяным полям. Таким образом экономят время для старта техники и топливо. Конечно, пришлось непросто. Ведь вместе с лабораторией, столовой, комнатой охраны труда, пожарным отделом и даже заправочной станцией сюда перекочевали клумбы и деревья. Эстетику рабочих мест ведь никто не отменял, потому хозяева площадки с особой гордостью сообщают, что сад прижился и готов порадовать плодами. Такое вот озеленение пустыни местного масштаба, безусловно, порадует наших экологов.
Но приоритетным, конечно же, остаётся производство. Сегодня на Солигорском участке работают четыре уборочных комбайна, по две штабелирующие машины и фрезы, а также пара единиц караванной техники. Если с назначением двух первых всё понятно, то последняя весьма специфична. Именно ей принадлежит роль возведения огромных, напоминающих египетские, «пирамид». Таким образом торф хранится и весь отопительный период, порционно, по узкоколейке перекочёвывая на завод, где трансформируется уже в брикеты. А вот в Замошье от железнодорожной колеи отказались в пользу бетонных проездов. Посчитали и констатировали: так дешевле. К слову, на этот участок возлагают большие надежды. Сегодня из 200 отведённых для добычи гектаров, разработаны 150. Однако есть хорошая новость: предприятием уже получена проектная документация на 209 га для добычи в Солигорске.
Здесь, пообщавшись с механизатором торфяных полей Александром Юхневичем, неожиданно выясняем, что у работников хватает сил, энтузиазма, времени и желания перевыполнять план.
– Полей маловато, – предвосхищая вопрос о перспективах, слегка сетует один из лидеров производственного рейтинга. И признаётся, что уже полтора десятка лет на этом поле проводит топливное жниво. Второй год – на новеньком МТЗ. Вместе с таким же азартным в работе коллегой Иваном Хамицевичем они только вдвоём добудут около 17 тысяч тонн торфа. Но вернёмся к технике. Кто на торфяном поле не бывал, тот жаркой пылью в тракторе не дышал. А вот недавно автопарк обновился несколькими тракторами, в которых установлены кондиционеры. Их производительность, понятно, выше. И ещё – на обоих участках неплохо кормят. Разнообразное первое, мясное второе и компот с чаем-кофе.
И в заключение. Всё-таки красота «ржавой» торфяной пустыни завораживает. В Солигорск пока доедешь по узкоколейке (кстати, она в Европе), а это 21 км, каких только красот не насмотришься. В Замошье можно взобраться на высокую эстакаду, что предусмотрена для тентования грузовиков, и насладиться видом ни с чем не сравнимого ландшафта. Однако главное, пока на обоих участках бурлит жизнь – у нас тепло, уютно и светло. Ведь основными потребителями наших брикетов остаются ТЭЦ, Белорусский цементный завод, другие предприятия и население. А для посёлка Червоное завод – просто жизнь.
Валентина Покорчак
Фото автора