Примерно 200 тысяч белорусов страдают мерцательной аритмией
По самым оптимистичным прогнозам только 5-10% этих людей принимают лекарственные препараты.
Это говорит о том, что основная масса людей, имеющих реальный риск получить инсульт, ничего не делает и не желает лечиться. Возможно, поэтому в Беларуси примерно 55% смертности происходит из-за болезней структуры кровообращения.
— Человек создан для удовольствий, поэтому людям нужно объяснять, что лечение требует денег, и что нет приятных лекарств, все лекарства вызывают какие-то побочные эффекты. Конечно, гораздо приятнее выпить бокал вина в хорошей компании, гораздо приятнее поехать в круиз, будучи даже больным. Пока сам человек не поймет, что лечение увеличивает не только срок, но и качество его жизни – ничего не будет. С другой стороны, фармакотерапия, особенно на начальных этапах, может ухудшить качество жизни. Кроме международных клинических исследований по так называемым жестким точкам, которые показывают, что все-таки лечение удлиняет жизнь, у нас нет доказательств этому, — сказал доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой клинической фармакологии БГМУ Александр Хапалюк.
— Проблемой является даже не цена препаратов, а сложная методология подбора необходимой дозы и мониторирования показателей эффективности лечения, — сказал доктор медицинских наук, профессор, первый заместитель генерального директора ФГУ РКНПК Минздравсоцразвития России Юрий Карпов.
Отметим, что более 50 лет стандартом лечения мерцательной аритмии во всем мире было использование антагонистов витамина К. Однако применение таких препаратов было связано с многочисленными противопоказаниями: невозможность обеспечения регулярного амбулаторного мониторинга, индивидуальная непереносимость, неконтролируемая эпилепсия и желудочно-кишечные кровотечения.
Сегодня в стандартах современной терапии по предупреждению инсульта при дефибрилляции предсердий уже включены новые препараты, новые оральные антикоагулянты наряду с использованием классических препаратов. Новой альтернативой терапии пациентов с фибриляцией предсердий стал прямой ингибитор фактора Ха. Главные достоинства этого инновационного лекарственного средства — прогнозируемый эффект, низкий потенциал взаимодействия с другими лекарственными средствами и продуктами, широкий терапевтический диапазон и отсутствие необходимости в рутинном мониторинге параметров свертывания крови, что позволяет сделать профилактику инсульта более эффективной и удобной.
Стоимость лечения этим препаратом, рассчитанная на месячный прием, составляет сегодня порядка 700 тысяч рублей.
Напомним, что каждый год в мире инсульт поражает около 16 миллионов человек, из них 5,7 миллиона умирают и еще примерно столько же становятся инвалидами. В течение первого года после перенесенного инсульта риск смертности составляет почти 50%.
Если раньше наиболее низкий уровень заболеваемости отмечали в Японии, то сегодня пальму первенства удерживают Скандинавские страны (0,38—0,6 случая на 1000 населения), за ними идут США и Европейские государства (1,5—2 случая), завершают список страны постсоветского пространства (4—5 случаев). В Беларуси заболеваемость инсультом в 2-2,5 раза выше, чем в европейских странах. Инсульт занимает третье место среди причин смерти и первое среди причин инвалидности.
На сегодня, по данным международных многоцентровых исследований, соотношение ишемического и геморрагического инсультов составляет 5:1. У пациентов с фибрилляцией предсердий риск развития ишемических инсультов в 5 раз выше, чем в общем среди популяции. В Беларуси фибриляция предсердий поражает 1,5 — 2% населения. Инсульт без должной профилактики в течение года возникает приблизительно у каждого третьего пациента с фибриляцией предсердий. Частота ишемического инсульта не зависит от вида фибриляции предсердий, потому всем этим пациентам необходима постоянная антикоагулянтная терапия — прием лекарственных средств, угнетающих активность свёртывающей системы крови и препятствующих образованию тромбов.